В первом классе лучше не употреблять грамматических терминов на уроках. Например, я никогда не скажу детям, что а - это неопределенный артикль, а the - определенный.
Сначала мы спонтанно учим все существительные-предметы а. Когда в текстах появляется the я могу объяснить, что если предмет мы упоминаем впервые - надо употреблять а, если же мы уже познакомились с предметом - надо употреблять the. И мы повторяем это правило хором. Ситуация обычно воспринимается с юмором. Самые шустрые ученики обязательно начинают шутить: "Здравствуй стол! Теперь я тебя знаю - the table!", "О, ручка! Давно не виделись, the pen." Направляю ситуацию в нужное русло.
Чтобы не было желания ставить а перед множественным числом сущ., много раз в течении года пишу на доске а=1, побуждаю записывать это в тетрадь и повторять хором "Это - единственное число". Наконец, на энный раз повторений, слышу
- А мы же это уже писали! Уже говорили!
- Ага! Уже писали! И даже говорили! Пользуйтесь правилом! Можно ли сказать "A yellow balls"?
- No!
Как только первоклассники знакомятся с гласными и согласными по русскому языку, ввожу отличие между а/an. К этому времени они уже умеют переписывать с доски. Пишу
а --> согласная
аn --> гласная
Пояснительные примеры сначала выглядят
a bed, a desk, a table (Можем петь b, d, t? - Нет!)
an apple, an egg, an orange (Можем петь а, е, о? - Да! - Поем.)
Ближе к концу года примеры становятся
a red car, a blue doll (Можем петь r, b? - Нет!)
an old bike, an ugly monster (Можем петь o, u? - Да! - Поем.)
Когда же в восьмом классе ученики стремятся поместить определенный артикль the перед любыми подлежащими или дополнениями во множественном числе, мой выбор тот же - особо не загружать их формулировками. Например, восьмиклассник говорит
The trees in the forests are cut down by the people.
имея в виду плачевное состояние лесов на планете. Я парирую:
- Что за леса? Где? Опиши группу людей, о которых сказал.
- ??? Я вообще сказал.
- Ага! Вообще! Тогда оставь в покое определенный артикль the.
Показываю на деревья за окном
- The trees are not cut down by our yard-keeper because they are useful for us. How many are there? (выделяю интонацией слова курсивом).
Через минут семь могу спросить (специально!) другого ученика:
- Почему артикль the - определенный? Я тебя внимательно слушаю. (могу подставить ухо)
Юмор принят. Конечно, выбираю самого невнимательного ученика на момент ситуации семь минут назад. Тот кто отвечал, закономерно еле сдерживается на потуги товарища.
- Ну, э..., это... потому что...
- Опять он ничего не знает! Я скажу! Я! Определенный артикль употребляется для определенных, знакомых тебе предметов, о которых ты уже можешь что-то рассказать. А если ты говоришь вообще и не видел этих предметов - надо без артикля. Еще это - для множественного числа!
Обращаюсь к нерадивому ученику:
- Что он сказал? Слушаю.
Такие ситуации подстегивают нерадивых отстающих более, чем классика: учитель объясняет в сотый раз - ученик сидит и молчит.
|